Пленум Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 44 дал разъяснения по применению статьи 77 Семейного кодекса РФ. Он указал, что статьей 77 Семейного кодекса РФ предусмотрено отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью как чрезвычайная мера. При этом, оно допускается только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.
Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения родителей либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.
Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, оставление его на длительное время без присмотра).
При поступлении таких сведений орган опеки и попечительства вправе на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования немедленно отобрать ребенка, незамедлительно уведомить об этом прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения указанного акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
При этом, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, гражданские дела об ограничении или о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, а также об обжаловании акта об отобрании ребенка и о возврате его в семью рассматриваются судами с участием прокурора.